«Битва народов»: почему так называли сражение за Ленинград

Зашарь друзьям!

Война на Ладоге

Крупнейшее в Европе Ладожское озеро сыграло важнейшую роль в Блокаде Ленинграда. По нему проходила всем известная ледовая Дорога Жизни — единственная нить, связывавшая город с остальной страной. Но ледовая дорога работала только зимой, а когда лед таял, снабжением занимались корабли. И, чтобы прервать водный путь в Ленинград и скорее задушить город, враги развернули на Ладоге собственную военную флотилию.

Советская военная флотилия на Ладоге была создана ещё летом 1941 года, к 1942 году в ней было 2 сторожевых корабля, 6 канонерских лодок, 65 сторожевых, торпедных и прочих катеров, около 60 вспомогательных судов. В 1943 году в составе флотилии появились даже подводные лодки.

С вражеской стороны состав сил был пёстрым.

В первую очередь, это были, конечно, финские корабли: на Ладоге находилась Ладожская береговая бригада под командованием полковника Эйно Ярвинена. Название «береговая» хорошо отражало её суть, поскольку состояла она в первую очередь из береговых батарей. Судов в ней было, мягко говоря, очень мало: торпедный катер и 12 катеров-тральщиков. Было ещё несколько мобилизованных судов, которые реальной силы не представляли.

После долгих переговоров союзников, финскую флотилию решили усилить. Из Италии туда были доставлено четыре торпедных катера типа MAS. Это не так уж мало, учитывая состав финского «флота», и сложность самого процесса переброски кораблей (пусть небольших) на северный берег Ладоги. Ведь и итальянские и немецкие корабли приходилось доставлять по суше, при, мягко говоря, слабой дорожной инфраструктуре. Немцы отправили туда же свои катера-заградители типа КМ. Из шести до Ладоги добрались только четыре. Совместные финско-немецко-итальянские силы объединили в отряд «К» под руководством финского капитана Кияйнена.

На деле каждый вел свою войну, особенно итальянцы, которые ничьих приказов не выполняли. В результате, итальянские моряки хоть и заявили о двух потопленных советских транспортных судах, их данные никак не подтвердились. Финские же моряки считали, что достаточно ограничиться постановкой мин, и не стремились нападать на советские корабли.

Немецкие катера организационно относились к военно-морским силам (Кригсмарине), но на Ладоге свой «флот» решили создать и Люфтваффе. На озеро в разобранном виде были доставлены самоходные паромы-катамараны «Зибель». Всего их прибыло тридцать.

Организационно они входили в состав 144-го зенитного дивизиона и подчинялись командованию 1-го Воздушного флота. Все эти сложности с подчинением создавали лишнюю путаницу. Да ещё и сами экипажи паромов совершенно не были обучены морскому делу. Несколько планировавшихся операций было сорвано из-за того, что вышедшие в плавание паромы просто терялись, а в одном случае они умудрились забыть на берегу карты. Кроме того, как оказалось, в трехбалльный шторм паромы не могли уходить от берега.

В результате, в ходе войны на Ладоге было лишь несколько небольших столкновений. Тем не менее, в 1942 году произошло настоящее сражение двух флотилий почти в полном составе.

Случайная запись

Зашарь друзьям!
Похожее

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.