Катастрофа «Осоавиахима-1»: зачем Сталину нужны были стратостаты

Зашарь друзьям!

Сталин не собирался останавливаться

Урны с прахом для захоронения в Кремлевской стене нес не только Иосиф Сталин, но и Вячеслав Молотов с Климом Ворошиловым. Некрологи о героях стратосферы опубликовали все советские газеты, а самих погибших посмертно наградили орденами Ленина. Отечественный публицист Игорь Пыхалов, автор ряда комплиментарных книг об Иосифе Сталине, полагает, что личное участие главы государства в похоронах погибших испытателей стратостата – одно из подтверждений того, что Сталин не стремился скрывать недостатки тех или иных советских технических проектов.

Однако оппоненты Пыхалова убеждены, что дело в другом: в советской печати довольно подробно освещались подготовка к этому полету, пристально следила за ним и зарубежная пресса. Соответственно, не рассказать о последствиях испытания «Осоавиахима-1» и не упомянуть о причинах его трагического финала было уже нельзя.

Кроме того, как писали в своей научной работе «Полеты в статосферу в СССР в 30-е годы» кандидаты технических наук Юрий Дружинин и Дмитрий Соболев, у Сталина были основания считать использование таких аэростатов перспективным – в сентябре 1933 года стратостат «СССР-1» установил 19-километровый мировой рекорд набора высоты и успешно приземлился на землю.

Однако дальнейшие испытания таких аэростатов при жизни Сталина оказались менее успешными – «СССР-2» в 1934 году потерпел катастрофу еще до поднятия с земли (сгорела оболочка), у «СССР-1-бис» в 1935 году при снижении оболочка повредилась и двум испытателям пришлось прыгать с парашютами, при аварийном снижении «Союза-3» в 1937 году трое испытателей получили ранения, а в результате падения субстратостата ВВА-1 в 1938 году четверо воздухоплавателей погибли. В 1940 году при взлете стратостата «Осоавиахим-2» гондола отделилась от оболочки и упала на землю, двое пилотов получили ушибы.

… Последний советский стратостат «Волга» запустили в 1962 году. При катапультировании с 25-километровой высоты один из двух воздухоплавателей погиб – у него разгерметизировался скафандр (температура за бортом достигала минус 65˚).

Случайная запись

Зашарь друзьям!
Похожее

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.