«Советский Дюнкерк»: самое страшное поражение Балтийского флота

Зашарь друзьям!

Причины трагедии

У немцев не было в Финском заливе крупных кораблей, их силы ограничивались подводными лодками, торпедными катерами и тральщиками. Почему же Балтийский флот, состоявший из 150 боевых кораблей, включая два линкора, четыре крейсера и 15 эсминцев, понёс такие большие потери?

Прежде всего, важную роль играла авиация, причём, на Балтике немцы, в отличие от событий в Ла-Манше, достигли превосходства в воздухе. Первые же караваны были атакованы двумя десятками «Юнкерсов». Истребительного прикрытия у КБФ не было, а зенитные расчёты оказались неэффективны.

«Четыре или пять транспортов были, видимо, сильно повреждены, на них бушевали пожары, рядом с ними виднелись небольшие суда: буксиры и какие-то спасательные шлюпки, видны были струи воды из пожарных шлангов. Наконец-то наши зенитчики смогли открыть огонь по самолётам, но это была больше моральная поддержка», – писал участник эвакуации, сигнальщик ледокола «Суур-Тылл» Владимир Трифонов.

«Стервятников» Геринга не останавливало то, что на кораблях было много гражданских лиц и раненые из госпиталей. Они расстреливали даже матросов, спасавшихся на досках и спасательных кругах.

Выжившие члены экипажей с горечью вспоминали, как шли мимо гибнущих судов и тонущих людей. Многие краснофлотцы, как рассказывали очевидцы, покончили с собой. С погибших кораблей удалось спасти только 16 тысяч человек.

Ключевое преимущество гитлеровцам, по сравнению с Дюнкеркской операцией, обеспечило плотное минирование акватории. С 9 августа немцы сумели выставить 17 линий минного заграждения на востоке от Таллина, у мыса Юминда (1 487 минных защитников и 1 828 якорных мин).

Историки отмечают неудовлетворительную работу советской разведки, которая не занималась поиском мин, хотя фашисты не скрывали, что собираются запереть Балтийский флот в Таллине. На исходе операции сказался и дефицит тральщиков в КБФ. Вместе 200 необходимых их было всего 53.

Наконец, роковой ошибкой командира флота Владимира Трибуца стало решение идти средним фарватером вместо южного, более безопасного. Тем не менее, Трибуц сохранил свой пост. Несмотря на все потери, Сталин был доволен, что золотой запас Эстонии, а также основной состав коммунистического правительства республики удалось благополучно вывезти на крейсере «Киров».

Случайная запись

Зашарь друзьям!
Похожее

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.