Волжская рокада: как железная дорога изменила ход Великой Отечественной

Зашарь друзьям!

Работали гражданские, осужденные и штрафники

Бывший министр путей сообщения СССР Николай Конарев в книге «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941 – 1945» приводит документальные свидетельства и факты строительства этой гигантской даже по меркам мирного времени стальной магистрали, которая должна была соединить Сталинград, Саратов, Сызрань, Ульяновск и Свияжск.

Железнодорожникам с самого начала не хватало рельсов и шпал – соответствующие предприятия к тому времени перепрофилировали для военного производства. В конце весны 1942 года Госкомитетом обороны было дано распоряжение о демонтаже почти 200 км ж/д путей на направлении БАМ – Тында. На возведение Волжской рокады перебросили и десятки тысяч заключенных ГУЛАГа, работавших на этом дальневосточном участке. Впоследствии для возведения рокады демонтировались пути в западных районах СССР, рельсы и шпалы вывозились едва ли не из-под носа у наступавших гитлеровцев. Более тысячи километров рельсов были импортированы (они имели американские крепления).

Линия Волжской рокады шла по берегам степных рек, что упрощало процесс проведения земляных работ. Проект строительства был утвержден ГКО в марте 1942 года. В районе возведения стальной магистрали обустроили два лагеря осужденных ГУЛАГа, Сталинградский и Саратовский. Объединенные с сызранским лагерем, они образовали Приволжский железнодорожный ИТЛ, существовавший до конца 1944 года.

К середине лета 1942 года к возведению стратегически важной магистрали привлекли и десятки тысяч бойцов РККА, которые побывали в плену или вышли из окружения – вместо того, чтобы направить этих военнослужащих в штрафбаты, как это чаще всего и практиковалось в Великую Отечественную войну, их задействовали на возведении Волжской рокады. Кроме тех, кто занимался стройкой по принуждению, в строительстве принимали участие и мирные жители — женщины и подростки. Труд по большей части был ручной, с использованием носилок и тачек, вручную укладывались и рельсы.

Случайная запись

Зашарь друзьям!
Похожее

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.