Зачем советским танкистам обязательно выдавали с собой шелковый платок

Зашарь друзьям!

Шелковый платок для солярки

Руководивший Управлением по моторизации и механизации РККА Иннокентий Халепский еще в 1926 году в своей работе «Современная техника и война» писал о том, что имеющиеся мощности двигателей не соответствуют тактическим требованиям. Поэтому требовалось одновременно увеличить объем выпуска танков при острой нехватке моторов и улучшить их производительность.

Первое время на машины ставили авиационные двигатели М-17, но объема их производства было недостаточно для нужд армии. Воспоминания конструктора Николая Кучеренко есть в книге «Противоборство» Данияла Ибрагимова, где он признается об отсутствии в практике танкостроения мощного малогабаритного быстроходного дизельного мотора. И такой агрегат советским инженерам пришлось создавать с нуля.

Двигатель обеспечил более высокий крутящий момент на низких оборотах и большую безопасность от возгораний за счет слабой летучести дизельного топлива. Единственная трудность, с которой столкнулись советские солдаты – это чистота солярки и защита ее от замерзания. Для фильтрации топлива использовались обычные шелковые платки, выдаваемые каждому танкисту. Они снижали уровень статики, тем самым предохраняя от случайного возгорания, а заодно собирали лишнюю влагу, попадающую в солярку. Кроме того, за счет своей плотности шелк не растворялся от соприкосновения с топливом, а потому был более долговечным по сравнению с прочими материалами.

В связи с отсутствием в советской солярке специальных присадок согревать топливо приходилось кустарными методами. Так, танкистов обеспечивали горячей водой, которую те заливали в двигатель. При стоянке вдали от ремонтных баз танк прятали в небольшой окоп, в котором разводили огонь, чтобы к утру машина и топливо оставались теплыми.

Германская армия продолжала использовать бензиновую технику, хотя их автостроительные компании не менее успешно работали над дизельными двигателями. Однако при отсутствии нефтяных месторождений, но больших залежах угля вся немецкая машиностроительная отрасль в первую очередь была ориентирована на дешевый бензин, получаемый благодаря процессу Фишера – Тропша (Крылова А. Ю., Куликова М. В., Лапидус А. Л. «Катализаторы синтеза Фишера – Тропша для процессов получения жидких топлив из различного сырья»). Немецкое командование сочло переход на дизельное топливо нерациональным и требующим слишком много времени, а поэтому до конца войны продолжало ездить на карбюраторных машинах, хотя танковые дивизии неоднократно тормозили продвижение войск из-за несвоевременного подвоза топлива.

Случайная запись

Зашарь друзьям!
Похожее

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.