Зачем Сталин осматривал скульптуру «Рабочего и колхозницы» перед отправкой в Париж

Зашарь друзьям!

Соцреализм и наследие античности

В мае 1937 года в Париже открывалась Всемирная выставка. СССР впервые получил приглашение принять в ней участие. Разумеется, в таком случае никак нельзя было ударить в грязь лицом. За два года до открытия выставки стартовал архитектурный конкурс на создание проекта павильона нашей страны. Победил архитектор Иофан, предложивший лаконичную, без излишеств, галерею. С учетом особенностей местности, где павильон предстояло выстроить, архитектор разработал высокое и очень длинное здание – 34 на 165 метров. Его должна была увенчать скульптура рабочего и колхозницы, олицетворяющих новых хозяев страны. Создание этой композиции было поручено скульптору Вере Мухиной.

Источником вдохновения для художницы, создавшей эталонное произведение соцреализма, стала античная скульптура, и, прежде всего – статуи «Тираноборцы» и «Ника Самофракийская». В самом-самом первом варианте фигуры юноши и девушки были нагими, однако, строгая комиссия распорядилась их одеть.

Мухина не сразу нашла натурщиков для своей статуи. Моделями для мужской фигуры послужили танцор Игорь Басенко (тело) и физкультурник Сергей Каснер (лицо). Моделью для девушки стала телефонистка Анна Богоявленская, которая была типичной для тех лет спортивной красавицей-комсомолкой. Аню Мухина встретила на прогулке в парке, Каснера углядела среди марширующих физкультурников, а танцовщика приметила на сцене, во время спектакля.

После того, как миниатюрная модель будущей скульптурной группы была утверждена, приступили к созданию самой композиции. Чтобы оценить масштаб стоящей перед Мухиной и ее помощниками задачи, стоит вспомнить основные параметры «Рабочего и колхозницы»: высота — более 24 метров, вес — более 63 тонн. Композиция была выполнена из нержавеющей хромоникелевой стали. Отдельные ее фрагменты крепились на внутренний каркас, для облицовки взяли металлические листы толщиной 0,5 миллиметра.

Проект был окончательно утвержден в ноябре 1936 года. До открытия выставки оставалось менее шести месяцев. За это время нужно было изготовить все детали статуи, смонтировать, затем разобрать, погрузить в вагоны, доставить в Париж и там собрать снова – уже на крыше павильона.

К этой колоссальной во всех отношениях работе приступили на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки. Каркас изготавливали на заводе «Стальмост».

Из-за крайне сжатых сроков, а также по причине того, что Мухина, как и любой творец, была крайне придирчива к результатам и требовала самого точного исполнения своего замысла, работать приходилось в три смены, без перерывов и выходных.

Случайная запись

Зашарь друзьям!
Похожее

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.